Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» icon

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза»

Реклама:



Скачать 202.63 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза»
Дата конвертации25.05.2013
Размер202.63 Kb.
ТипКонспект
источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кабановская СОШ»


Конспект урока литературного чтения

во 2 классе на тему:

С.Есенин «Береза»


Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Кабановская СОШ»

Балабойко С.Н.


2012 – 2013 учебный год

Тема: С.Есенин «Береза»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; дать понятие метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.

^ Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

^ УУД:

Познавательные:

- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам;

- получать дополнительную информацию, осмысливать услышанное;

- формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке.

Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- самооценка деятельности на уроке;

- формировать умения контролировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- формулировать собственную позицию и мнение;

- ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения, умение слушать и понимать речь других;

- формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- соблюдать культуру поведения в учебном диалоге.

Личностные:

- понимать значение знаний для человека, иметь желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника;

- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- эмоционально-положительное восприятие учения;

- формировать свое отношение к природе.


Оборудование: портрет С.Есенина, репродукция И. Э. Грабарь “Февральская лазурь”, презентация, разноуровневые карточки.



^ Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся (предполагаемые ответы учащихся)

УУД

^ I. Организацион-ный момент


2 слайд


- Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Урок литературного чтения,

Словно приключение

С книгою везде ты побываешь,

И в сказку поверишь

И много узнаешь.

Книга с нами всегда

А вы урок чтения любите?

Да!

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб все задания выполнить смог.

-Улыбнулись друг другу и тихо сели.

Свободные высказывания учащихся.

Коммуникативные:

формулировать собственную позицию и мнение.


Личностные:

понимать значение знаний для человека, иметь желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

^ II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение знаний)


3 слайд


- Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? ( «Люблю природу русскую. Зима».)

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

- Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою»?

- Как вы оцениваете чтение учащихся?

- Как вы оцениваете рисунки, выполненные ребятами?

Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева.

Выставка рисунков к произведению.

Коммуникативные:

ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Личностные: формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

^ III. Речевая разминка

- Ребята, проведем речевую разминку, чтобы включить в работу речевой аппарат, развивать эмоциональную выразительность речи.

-У вас на столах лежат снежинки. Сделайте глубокий вдох и сдуйте её с ладошки, пускай она летит.


1.Упражнения для щек и губ:

^ Снеговики радуются снегу и морозу

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Оттепель. Снеговики тают.

Щеки втянуть.

2. Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга

Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-ягой.
Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м” (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (громко, низким голосом)
Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш-ш”
Стихает вьюга: “С-с-с-с” (с уменьшением силы звука).

Личностные:

понимать значение знаний для человека, иметь желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

^ IV. Постановка темы и целей урока


4 слайд


5-6 слайды


7-8 слайды


9-10 слайды


11-12 слайды


13-14 слайды


15-16 слайды


17 слайд



- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из раздела «Люблю природу русскую. Зима».

- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, о каком поэте мы сегодня будем говорить.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)

Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)

Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка ...

(Метель)

С дедушкой Морозом  рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?…

(Снегурочка!)

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...

(Зима)

Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем …

(Новый Год)

- Да, сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Александровича Есенина.

Отгадывание загадок.



Познавательные:

формировать умение выявлять сущность, особенности объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные:

формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



V. Работа по теме урока

1. Рассказ об авторе


18-20 слайды


21 слайд


22 слайд


23 слайд


24 слайд

- Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда.

В раннем детстве полюбил Сережа Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя ее частью. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

Став юношей, Сергей отправился искать счастья в Москву. Работал в магазине, в типографии и упорно предлагал журналам свои стихи. Вначале редакторы от них дружно отказывались, потом все же напечатали несколько стихотворений. Первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина была „Белая береза". Оно было напечатано в первом номере детского журнала « Мирок» в 1914 году.

И сегодня на уроке мы познакомимся с этим произведением. Но, прежде, чем мы откроем учебники, я бы хотела прочитать вам небольшую историю. Внимательно послушайте ее, а после мне скажете, о чем здесь идет речь?

“Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной.

Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила ее в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зеленые, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли ее березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся”.

- У каждой страны есть свой символ среди деревьев, в котором отражается душа народа, его история и традиции. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей.

- Берёза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную снегом или морозным инеем стройную красавицу берёзку.

- Какова же тем нашего урока?

Получение информации.


Ответы детей.

Познавательные:

получать дополнительную информацию, осмысливать услышанное.

Регулятивные:

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



^ 2.Первичное восприятие стихотворения С.А.Есенина «Берёза»


Прослушайте произведение С.А.Есенина «Береза».

- К какому литературному жанру относится это произведение?

- Какие картины открылись вашему мысленному взору при прослушивании стихотворения?

- Какие чувства вызывает эта картина у рассказчика?

- А у вас?

Прослушивание стихотворения.

Личностные:

формировать свое отношение к природе.

Коммуникативные:

формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



^ 3.Словарная работа

25 – 26 слайды

- В стихотворении встретились новые для вас слова. Как вы можете их объяснить?

Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома – тесьма (узкая тканая или плетёная лента) с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.д. для отделки изделий из ткани; нити по краям таких изделий как украшение. (Обшить скатерть бахромой)

Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. (Юбка с цветной каймой)

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Утренняя заря)

Свободные высказывания учащихся.

Коммуникативные: соблюдать культуру поведения в учебном диалоге.

Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.

Познавательные: формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке.

^ VI. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (имитируются движения руками)

Выполнение учащимися физкультминутки.

Регулятивные: контролировать свою деятельность.

^ 4. Повторное чтение и анализ произведения


27 слайд

- Сейчас мы с вами поработаем редакторами. Для этого еще раз прочитайте текст про себя.

- Какой увидел зимнюю березу поэт?

- Почему она привлекла его внимание, ведь он часто видел ее из окна? (Зачитайте строки)

- В какое время суток поэт увидел березу?

- Подтвердите ответ чтением строк из стихотворения.

- Какое это было утро? (ясное, пасмурное, солнечное)

- ^ Из каких строк это поняли?

- Прочитайте первое четверостишие. С чем автор сравнивает снег и почему? (Автор применяет изобразительное средство – сравнение).

- Как понимаете смысл «принакрылась»? (незаконченность действия)

- Почему поэт использовал в стихотворении именно это слово, а не «укрылась», «накрылась»? (завершенность)

- «Принакрылась снегом» - на самом ли деле так может быть? (оживление неживых предметов в литературе называется олицетворением)

- Найдите в стихотворении еще олицетворения («горят снежинки», «обсыпает ветки»)

- С чем сравнивает поэт ветви березы? Почему? -Как понимаете слова «горят снежинки»?

- О каком золотом огне говорится в стихотворении? (эпитет)

- Прочитайте, как занимается заря зимой? (лениво)

- Почему поэт называет зарю ленивой?

(зимой заря начинается позже, чем летом, как будто ей лень вставать).

Чтение текста. Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Коммуникативные: соблюдать культуру поведения в учебном диалоге.

Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.

Познавательные: формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке.

^ 5. Дополнительная информация о березе


28 слайд

- А где мы можем узнать дополнительную информацию о березе?

- Правильно. Сегодня исследователи нашего класса приготовили небольшие сообщения о березе, с которыми сейчас нас познакомят.

Сообщения детей.

Коммуникативные:

формировать умение слушать и понимать других.

Личностные: формировать ответственность за свою деятельность.

^ 6. Беседа по репродукции с картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

Творческая работа

29 слайд


30 слайд

А я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.)

Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь” означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что-то особенное, это особенное он и открыл нам в своей картине.

- Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем?

- Какие отличия? (Есенин пишет про одну берёзу, а на картине художника их много, хотя в центре одна, самая красивая!)

- Ребята, а какую картину вы бы нарисовали? Расскажите.

- Я предлагаю вам побыть художниками и выполнить рисунок березы.

Свободные высказывания учащихся. Ответы на вопросы. Рисование.

Коммуникативные: соблюдать культуру поведения в учебном диалоге.

Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.

Познавательные: формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке.

^ VII. Физкультминутка для глаз.


31 слайд

- А сейчас посмотрите на экран, выполним физминутку для глаз

Смотрят на экран.

Регулятивные: контролировать свою деятельность.

^ VIII.Обобщение и систематизация знаний. Самопроверка


32-33 слайды


34-35 слайды

- Вспомните, пожалуйста, все, что мы говорили о стихотворении «Береза», и выполните следующее задание. Соедините понятия с есенинским определением.

- За каждый правильный ответ поставьте «+».

Если получили ^ 8 баллов, то произведение усвоено отлично.

Если получили 7 баллов, то произведение усвоено не полностью.

Если получили 6 баллов, подучите стихотворение.

Самостоятельно выполняют разноуровневые задания.

Регулятивные: видеть ошибку и исправлять ее, самооценка деятельности на уроке.

Познавательные: формировать познавательную активность и самостоятельность на уроке.


^ IX. Итог урока


36 слайд

- С каким произведением С.А.Есенина познакомились на уроке? Понравилось оно вам? Что больше всего понравилось?

- С каким чувством поэт пишет о березе?

- Хочется поблагодарить вас за работу. Давайте запомним на всю жизнь, что надо всматриваться, вслушиваться в окружающий мир. А для этого нужно любить природу.

Свободные высказывания учащихся.



Личностные:

формулируют собственную позицию и мнение.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания, выслушивают партнера.


^ X. Домашнее задание


37 слайд

- Какое бы вы хотели получить домашнее задание?

- Выберите любое задание.

1 группа (слаб.)

2 группа (сред.)

3 группа (сильн.)

1.Читать стихотворение выразительно

2.Выучить наизусть стихотворение

2.Сочинить зимнюю сказку, используя слова: жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.

Слушают учителя, записывают задание.

Личностные:

формулируют собственную позицию и мнение.


^ XI. Рефлексия

- Ребята, у каждого на парте лежат ленточки трех цветов. Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на уроке активно и ему все удалось, привяжите на березку красные ленточки. Кто работал, но не был активен – зеленые. Кто был пассивен на уроке – желтую ленточку.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза.

Завязывают ленточки на березку.

Коммуникативные: культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные:

самооценка деятельности на уроке.



Вариант1



понятие

Есенинское определение

“+”

1.

береза

пушистые

 

2.

ветки

золотой

 

3.

бахрома

точно серебро

 

4.

тишина

белая

 

5.

заря

снежная

 

6.

кайма

ленивая

 

7.

огонь

белая

 

8.

снег

сонная

 


Итоговый балл____


Вариант 2.





понятие

Есенинское определение

“+”

1.

береза

б….я

 

2.

ветки

п……е

 

3.

бахрома

б….я

 

4.

тишина

с….я

 

5.

заря

л…..я

 

6.

кайма

с…..я

 

7.

огонь

з….ой

 

8.

снег

точно с…..о

 



Итоговый балл____

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе. Количество часов: всего 136 часов, в неделю 4 часа. Учебник литературного чтения «В океане света» (2 части) 4 класс
Методический и дидактический материал: тетрадь по чтению к учебнику «В океане света»», авторы Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе Количество часов: всего 170 часов, в неделю 5 часов Учебник литературного чтения «В океане света» (2 части) 4 класс
Методический и дидактический материал: тетрадь по чтению к учебнику «В океане света»», авторы Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconУрок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок". Цели: Продолжить знакомство детей с творчеством Г. Х. Андерсена
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconУрок литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В. И. Белов. "Ещё про Мальку" Цели урока
Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова)

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconУрок литературного чтения 4 класс тема урока : М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус» Цели урока
М. Ю. Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений; продолжать формировать навыки выразительного чтения и умение...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconКонспект урока внеклассного чтения /5 класс
Цель урока: подвести итог изучения басен И. А. Крылова; формирование навыков выразительного чтения, умения инсценировать и пересказывать;...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconКонспект урока литературного чтения в 1 классе (по программе «Начальная школа 21 века») Учитель начальных классов Чеснокова Ирина Сергеевна моу оош д. Абодим
Знакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconУрок литературного чтения по теме «Наше Отечество». Цель урока: познакомить с историческим прошлым своей страны, с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны, Сталинградской битвой; воспитывать любовь к Родине, чувство
«А» классе прошёл урок литературного чтения по теме «Наше Отечество». Цель урока: познакомить с историческим прошлым своей страны,...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconКонспект урока по курсу «Мир вокруг нас» во 2 классе На тему: мбоу малодубенская сош учитель Маршалкина И. В. 2012год
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Есенин «Береза» iconУрок внеклассного чтения (Лашова Н. В.) Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания литературы: развитие читательской культуры учащихся
В классе 22 человека, из них 12 мальчиков. Возраст учащихся от 17 до 14 лет. Разрыв в возрасте связан с тем, что в классе обучается...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sd2.uchebalegko.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы